5 февраля 2008 в 15:52 2455 1
Общество

Гусляр нашего времени

Орловский гусляр Алеслав о музыке, мудрости и чуде

- Что Вас подтолкнуло к тому, чтобы сделать свои первые гусли, заниматься этой музыкой?
- Прежде всего, генетический интерес к народной культуре. Наши предки много веков нарабатывали культурный опыт. Ведь каждому региону планеты соответствует свой инструмент, похожий по манере звукоизвлечения: китайская чина, казахская домра, украинская бандура, арфа, лютня, гусли. Целую тысячу лет народ совершенствовал это искусство – а в народных традициях содержится великая мудрость, путь к правильной, полной жизни. Не обращать на это внимания сегодня, по-моему, глупо, невежественно. В течении жизни я постепенно пришел к тому, что захотелось создать такой инструмент, чтобы звук резонировал не только с моим внутренним миром, но и с окружающим, чтобы музыка соответствовала реальности. Это очень субъективное ощущение, переходящее, наверное, в объективное, если окружающие люди с ним соглашаются.
- Какие песни чаще всего исполняете?
- Иногда что вижу, то и пою. (смеется) Но если серьезно, то это творчество: авторская работа конкретного человека, живущего в конкретное время в конкретном месте. 500 или 1000 лет назад было, возможно, точно также: музыкант создает песню, она нравится людям, становится народной, а потом проходит 200-300 лет, и рождается легенда о великом гусляре Садко. Можно и рок на гуслях сыграть, это будет гусельное произведение, но отчасти соответствующее духу нашего времени. Древние песни дошли до нас в конкретном варианте, мы их исполняем, но это не значит, что мы не должны интерпретировать их по-своему, играть другие, искать что-то самостоятельно. Прошлое можно реконструировать, почувствовать тот дух, но для того, чтобы адаптировать его к нашему времени, нужна стилизация. Существует два направления творчества: историческая реконструкция и стилизация. Например, вот здесь (показывает гусли) деревянные колки – это реконструкция. А вот на этих рояльные колки, гитарные струны, звук, который соответствует современной гамме – это стилизация.
- У Вас несколько инструментов…
- Да, и у каждых гуслей свое имя, свой характер. Вот этот инструмент носит имя Святибор, с ним я чаще всего выступаю на публике. Святибор в традиции – имя духа леса. (Алеслав касается струн, играет небольшой фрагмент, музыка звучит открыто, торжественно, ярко, звонко, уверенно.) Вот это Лена (Он берет другие гусли, играет еще один отрывок – звуки получаются мягче, нежнее, изящнее, может даже чуть капризнее.) А вот это восстановленные новгородские гусли XI века.
- Насколько реально восстановить древнюю музыку, ведь на свете вряд ли есть что-то мимолетнее музыки?
- Это вполне реально. Например, с помощью археологических находок –можно воссоздать найденные музыкальные инструменты и примерно выстроить их правильное звучание. Так же помогают русская крюковая запись музыки или тексты песен, былин – ритмика уже подсказывает мелодию. Если исполняешь древнюю песню на гуслях, вслушиваешься в их строй, настраиваешь голос. Пробелы восполняют интуиция, ощущение присоединения… За всем этим стоят реальные ощущения принадлежности к духу культуры, традиции. И входишь в это состояние через некое действо: создание гуслей, игру на них, попытку донести эту музыку до людей.
- Эти ощущения можно описать?
- Хм, Вы в детстве читали сказки?
- Конечно.
- Ну и какие ощущения испытывали?
- Волшебные!
- Волшебные… Да, пожалуй, это ключевое слово. В воображении возникают картинки сказочного леса, где бродят духи, живет вещая старуха, проезжает богатырь на добром коне… Постепенно приходит ожидание чего-то вдохновляющего. Если его развивать дальше – то ощущение полета… Это сложно описать словами, но я думаю, все мы хотя бы изредка входим в подобное состояние. Каждый черпает волшебное вдохновение по-своему. Для меня этот путь – музыка, гусли и русская народная культура. Ведь главное – быть собой, комфортно существовать в этом мире, в этом времени. Это возможно. И помогает нам, как ни странно, прошлое, преемственность поколений. Настоящая мудрость, я думаю, заключается в том, чтобы жить свободно и гармонично, просто хорошо себя чувствовать. Для меня игра на гуслях, создание нового инструмента – это способ получить удовольствие высокого, духовного уровня. В числе возможных прочих, человеческая цивилизация, по-моему, - это, прежде всего, культура самочувствия. Все просто, но ведь в этом и чудо! Важно чувствовать себя на определенном уровне, тогда все спорится, и жизнь складывается.
- Сыграйте, пожалуйста, что-нибудь.

Алеслав тронул струны Святибора, его руки запорхали над инструментом, и полилась музыка. Признаюсь, гусли в живом исполнении я слышала впервые. Ощущения действительно волшебные! Чудесные переливы. Будто на самом деле касаются струн души… Перед внутренним взором возникают «лес и дол видений полны», и «соловей старого времени» великий Баян с длинной седой бородой, и пляска рыжего огня, и золотого солнца. Это ощущения свободы, чего-то давно известного, того, что всегда было и есть с тобой, но почему-то забыто. И что-то еще – что-то, что чувствовали тогда, когда слов еще не было придумано, но что мы легко можем чувствовать здесь и сейчас. Все эти переживания появляются спонтанно, обгоняют друг друга, переплетаются и смешиваются в удивительную переливчатую музыку. Но вот звучат последние аккорды, они дрожат, постепенно затухая, будто отражаясь от земли и неба, уходят в даль, оставляя нас в пространстве тишины, в пространстве откровения…

Zhurnalist


Источник: ИА Инфо-Сити сайт www.infoorel.ru
© ИА «Инфо-Сити»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Яндекс Дзен


Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Популярные новости


Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Вход
Регистрация
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями
политики конфиденциальности
Восстановление пароля

Пожаловаться