Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www.InfoOrel.Ru
Дама в кипе пик: четвертый день фестиваля «LUDI»
4 апреля в рамках V международного фестиваля «LUDI» состоялся показ двух спектаклей - «Мысли» театра «Русский стиль» г. Орла по одноименной пьесе Леонида Андреева в постановке В.И.Симоненко и «Пиковой дамы» Гродненского областного театра кукол (Беларусь) по повести А.С.Пушкина в симбиозе с оперной вариацией П.И.Чайковского. Режиссёр и автор идеи постановки Олег Жюгжда. Сценография Маргариты Сташуленок.
Режиссер обозначил жанр спектакля «Пиковая дама» как «мистическую мистификацию» по мотивам повести А.С. Пушкина и оперы П.И. Чайковского. Странное дело, но по ходу фестиваля зрители попеременно сталкиваются c отсылкой в разных формах к фигуре А.С.Пушкина и к перекрестным темам мистификации, юдоли Художника, пограничного состояния между жизнью и смертью, рассудком и безумием. Над тягой к таинственному и мистическому, излюбленной в народе с давних пор, авторы спектаклей иронизируют, вслед за классиками.
В спектакле «Пиковая дама» Пушкин и Чайковский становятся непосредственными участниками действия. Помимо развития сюжетной линии, параллельно действию идет обыгранная с утонченным юмором творческая дуэль между писателем и композитором. Вкрапление биографических моментов (к примеру, фрагмент из переписки П.И.Чайковского с братом Модестом и со своей благодетельницей Надеждой Филаретовной Фон Мекк) становится своеобразным анекдотом. С необычайным уважением и вниманием к зрителю спектакль построен структурно. В самом начале в фойе театра актер Александр Енджеевский рассказывает собравшейся публике о различиях в развязке повести и оперы, на примере объясняет суть игры в штосс, после чего приглашает всех в зал. Даже те, кто смутно помнили детали произведений, не чувствовали себя потеряннымии и получали удовольствие от наблюдения за происходящим.
В фонограмме использована музыка Петра Чайковского и Гаэтано Доницети, фрагменты оперы сочетаются с вокальным исполнением вживую.
Ловко используются и обыгрываются все предметы сценографии, помимо неожиданных своих функций создающие антураж игровых салонов 19 века. Так, к примеру, светильник на миг становится условным знаком высших сил, проведения, а ящик стола превращается в гроб.
Чудесная труппа, сплочённая в ансамбль, чувствующий друг друга, доставила детскую радость от того, как внимательно, трепетно они подходили к исполнению каждой мизансцены, от того, как культурно и элегантно они озвучивали реплики. Очаровательные, абсолютно живые куклы вместе с актёрами взаимодействовали максимально органично и создавали пространство, в котором и сны и явь были такими, какими они рождаются в воображении при чтении хорошей литературы. Труппа белорусского театра обострила искрометные шутки зачитанной до дыр классики, сделала яркой интонацию иронической игривости и отеческой обходительности к героям.
Александр Ратько (Герман), Виталий Леонов (Чайковский), Александр Енджеевский (Семерка, Томский, Гондольеро), и в особенности Лариса Микулич (Дама, Графиня Анна Федотовна С-кая, Фон Мекк Надежда Филаретовна, Лизавета Ивановна) достойны самых высоких похвал.
Как жаль, что ни Александр Сергеевич, ни Пётр Ильич не могут увидеть эту замечательную работу. Как бы они заразительно и прекрасно смеялись! Какой детский восторг пролился бы на их души!
Анна Дулевская,
фото Ирины Крахмалевой
Ссылка на новость: https://www.infoorel.ru/news/dama-v-kipe-pik-chetvertyy-den-festivalya-ludi.html
© ИА «Инфо-Сити». Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС 77-24731 выдано РОСКОМНАДЗОРом 19 июня 2006 г.